Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

« Индивидуальная траектория обучения детей со сложной структурой дефекта»

Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов. Также хочется отметить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов и большая информированность населения привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. Соответственно, во многих случаях там, где мы ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали поместить ребёнка в учреждения социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

 Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Классы были создаются,с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников в соответствии с Инструктивными письмами МО РФ от 03.04.2003г .  Где сказано, специальные классы, группы, для обучающихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении с целью максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процессоциальной интеграции и личностной самореализация этих обучающихся, воспитанников. Предельная наполняемость специальных классов, групп, коррекционного учреждения -5 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью. Организация образовательного процесса в специальных классах, группах регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.  В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы, группы,  вводятся дополнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.

            Целью моего доклада является  обобщение опыта педагогической работы с особой категорией учеников – с детьми, со сложной структурой дефекта.

.В классе должна быть  создана обстановка, способствующая развитию ребёнка. Должен соблюдаться принцип зонирования, кабинет  разделён на учёбную зону, игровую зону, зону уединения. Благодаря  зоне уединения  у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, напряжения ,восстановить силы, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться, особенно, «особым»  детям. Соответствующая коррекционно – развивающая среда класса стимулирует детей для обучения и игры..

В соответствии с заключением ПМПК все воспитанники имеют умственную отсталость легкой и средней степени в сочетании с другими выраженными функциональными нарушениями развития. Им рекомендовано обучение по Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Однако,  опыт педагогической практики показывает ,что применение этой  программы  в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких  первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия. Так ,как любое дополнительное нарушение еще более ограничивает небольшие познавательные возможности умственно отсталого ребенка .

Неоднородность состава класса, проявляется в способности к овладению знаниями и умениями, социально значимыми навыками, в проявлении эмоционально-волевых качеств. Для повышения качества обучения класс можно разделить на две подгруппы.

Для реализации индивидуально-дифференцированного обучения детей со сложной структурой дефекта на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой в рамках учебных планов (Инструктивными письмами МО РФ № 3 от 26.12.2000 г., №27/2722-6 от 03.04.2003 г.) с учетом рекомендаций по обучению детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата было разработано вариативное календарно-тематическое планирование по основным предметам школьного цикла

Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая-образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Основными направлениями  деятельности по сопровождению являются:

выбор образовательного маршрута  в процессе сопровождения развития ребёнка;  в соответствии с концепцией СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники  разных классов.  

Выбор коррекционно-развивающего маршрута является ,следующим направлением в деятельности системы сопровождения ,для  преодоление личностных проблем в развитии ребенка .Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

  1. Формирование представлений ребенка о себе;
  2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;
  3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
  4. Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
  5. Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

Одним из важнейших, актуальных направлений сопровождения выступает  игрокоррекция с ипользованием здоровьесберегающих технологий,которые в итоге  способствуют усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность игрокоррекции  проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

         Для обучения и развития особых  детей мною широко применяется методика М. Монтессори, которая направлена на коррекцию психомоторных и сенсорных функций.

  Так же для  решения коррекционных задач используется: нетрадиционные виды  рисования, песочная терапия, аромотерапия, сказкотерапия, упражнения по дыхательной системе А.Н.Стрельниковой.

          В процессе учёбы  использую специальные компьютерные  программы ,что позволяет повысить эффективность обучения, компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это возможно.

       Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Коррекционная работа с  детьми   со   сложными  (комплексными) нарушениями развития должна  быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала ,учитывать зону ближайшего развития и  постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.

Категория: Мои статьи | Добавил: elena (28.09.2013)
Просмотров: 4128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz