Проблема сложной
структуры дефекта становится всё более актуальной для современной
психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.
За последние
десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев
сложных нарушений развития. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого
феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов.
Также хочется отметить, что развитие специализированной помощи, повышение
квалификации специалистов и большая информированность населения привели к тому,
что диагностика стала более точной и дифференцированной. Соответственно, во
многих случаях там, где мы ставили диагноз глубокой умственной отсталости и
советовали поместить ребёнка в учреждения социальной защиты населения, теперь
выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь
вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что в России
общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной
адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют
специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным
контингентом.
Особые
образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку
задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику
построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании
образования. В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений
увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К
множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более
психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у
одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание
умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного
аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и
другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения,
комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, -
сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное
нарушение. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые
вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта.
Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала
традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности
социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой
организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы
которой должны быть адекватными их возможностям.
Классы были
создаются,с учетом особенностей психофизического развития и возможностей
воспитанников в соответствии с Инструктивными письмами МО РФ от 03.04.2003г .
Где сказано, специальные классы, группы, для обучающихся, воспитанников
со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении с целью максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в
процессоциальной интеграции и личностной самореализация этих обучающихся,
воспитанников. Предельная наполняемость специальных классов, групп,
коррекционного учреждения -5 человек. При наличии необходимых условий и средств
возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью. Организация
образовательного процесса в специальных классах, группах регламентируется
учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий,
учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными
дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением
самостоятельно. Сроки освоения образовательной программы (образовательных
программ) воспитанниками специальных классов, групп, могут быть увеличены и
определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного
воспитанника и не должны превышать 12 лет. В штат коррекционного
учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы, группы,
вводятся дополнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя для постоянного
обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по
обслуживанию себя.
Целью моего
доклада является обобщение опыта педагогической работы с особой
категорией учеников – с детьми, со сложной структурой дефекта.
.В классе
должна быть создана обстановка, способствующая развитию ребёнка. Должен
соблюдаться принцип зонирования, кабинет разделён на учёбную зону,
игровую зону, зону уединения. Благодаря зоне уединения у ребенка
появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение,
напряжения ,восстановить силы, почувствовать себя защищенным, поскольку
зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться, особенно, «особым»
детям. Соответствующая коррекционно – развивающая среда класса стимулирует
детей для обучения и игры..
В соответствии с заключением ПМПК все воспитанники
имеют умственную отсталость легкой и средней степени в сочетании с другими
выраженными функциональными нарушениями развития. Им рекомендовано обучение по
Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Однако, опыт педагогической практики показывает ,что применение этой
программы в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких
первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного
воздействия. Так ,как любое дополнительное нарушение еще более ограничивает
небольшие познавательные возможности умственно отсталого ребенка .
Неоднородность
состава класса, проявляется в способности к овладению знаниями и умениями,
социально значимыми навыками, в проявлении эмоционально-волевых качеств. Для
повышения качества обучения класс можно разделить на две подгруппы.
Для реализации
индивидуально-дифференцированного обучения детей со сложной структурой дефекта
на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида под редакцией В.В. Воронковой в рамках учебных планов (Инструктивными
письмами МО РФ № 3 от 26.12.2000 г., №27/2722-6 от 03.04.2003 г.) с учетом
рекомендаций по обучению детей с нарушениями слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата было разработано вариативное
календарно-тематическое планирование по основным предметам школьного цикла
Уроки с детьми данной категории делятся на две
части: первая-образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение
частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей
класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами,
дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё
коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение
здоровьесберегающих технологий.
Основными направлениями деятельности по
сопровождению являются:
- выбор образовательного маршрута в
процессе сопровождения развития ребёнка; в соответствии с концепцией
СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим
становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции
учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются.
Поэтому в своей работе использую учебники разных классов.
Выбор коррекционно-развивающего маршрута является
,следующим направлением в деятельности системы сопровождения ,для
преодоление личностных проблем в развитии ребенка .Основными
задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:
- Формирование
представлений ребенка о себе;
- Формирование
умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего
существования;
- Формирование
представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- Развитие
навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
- Познание
предметного мира и участие в созидательной деятельности.
Одним из
важнейших, актуальных направлений сопровождения выступает игрокоррекция с
ипользованием здоровьесберегающих технологий,которые в итоге способствуют
усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность
игрокоррекции проявляется в исправлении нарушенных психических функций
(недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной
ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности,
в развитии познавательных процессов.
Для обучения и
развития особых детей мною широко применяется методика М. Монтессори,
которая направлена на коррекцию психомоторных и сенсорных функций.
Так же для решения коррекционных задач
используется: нетрадиционные виды рисования, песочная терапия, аромотерапия,
сказкотерапия, упражнения по дыхательной системе А.Н.Стрельниковой.
В процессе учёбы
использую специальные компьютерные программы ,что позволяет повысить
эффективность обучения, компьютер берёт на себя механическую тренировочную
работу там, где это возможно.
Получая, таким образом,
осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для
него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня
жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения,
оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Коррекционная работа
с детьми со сложными (комплексными)
нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться
систематически, с поэтапным усложнением содержания материала ,учитывать
зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи
взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать
гибкую адаптацию индивидуальной программы. Коррекционно-педагогическая работа с
детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии
овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а
также при систематическом самообразовании.
|