Педагогические
технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
В настоящее время актуальной проблемой является
подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических
условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важное место
в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая
модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями,
выполняющими развивающую функцию.
В результате
коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и
компенсация нарушений физического и
умственного развития детей с
нарушениями интеллекта.
При работе с
детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые
коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться
положительной динамики в обучении и
воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей , школьной мотивации в
учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения
в коррекционной работе являются основными. Они основаны на
постоянном эмоциональном взаимодействии
учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют
обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их
жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Я считаю, что
одним из путей модернизации традиционных
технологий является введение в
них элементов развивающего обучения
и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно–иллюстративные технологии я
применяю в классно-урочной системе и во
внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся,
облегчение понимания сложных
знаний.
Игровые технологии – единство развивающих
возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется
средствами разумной организации разносторонней
игровой деятельности, доступной каждому
ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем
осуществления специальных игровых
программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и
психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П.
Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Личностно-ориентированные технологии(Якиманская
И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате направлены
на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.
Применение данной технологии
позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся,
чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за
свой выбор.
Инновационные
технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья необходимо
овладевать основами компьютерной грамотности. В школе разработана рабочая
программа факультативных занятий
«Основы компьютерной грамотности», адаптированная для обучения
детей ограниченными возможностями здоровья. На своих уроках я
стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном
факультативе: старшеклассников вовлекаю
в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно
использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс
более увлекательным и доступным.
В учебно- воспитательном процессе я использую
:
-
компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации
индивидуализированного обучения ;
-использование мультимедиа презентаций на уроках
и внеклассных мероприятиях;
- тестовые
технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
-
компьютерные тренажеры.
Достоинствами
компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация
самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие
познавательной деятельности, особенно процессов
мышления.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко
применять технологии Арттерапии.
(музыкотерапия, фототерапия,
игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность
использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с
детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С.
Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е.
А. Медведевой и др.
Данные технологии связаны с воздействием разных
средств искусства на обучающихся, они
позволяют с помощью стимулирования
художественно-творческих проявлений
осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных
процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии
дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей,
имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в
однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных
группах;
• в группе, где собраны дети с равными
способностями, ребенку легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать
слабому, уделять внимание сильному;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не
снижать общий уровень преподавания;
• появляется возможность более эффективно
работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
• повышается уровень Я-концепции ученика:
сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать
учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип
педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой
учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели,
учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или
иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К
компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в
первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и
ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой
он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие,
необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись
владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с
детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и
активизирует его учебную деятельность.
Я считаю,
что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в
усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на
интересе, успехе, доверии);
• урок как система реабилитации, в результате
которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным
действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
• адаптация содержания, очищение учебного
материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
• одновременное подключение слуха, зрения,
моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
• использование ориентировочной основы действий
(опорных сигналов);
• дополнительные упражнения;
• оптимальность темпа с позиции полного
усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии,
применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий
с традиционными методами и
формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса,
а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают
новые качества.
|