СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1-й год.
Парадигма: комплексная реабилитация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющая им достигнуть оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности.
Цель: моделирование поливариантов воспитательно-образовательной среды с учетом психофизических особенностей воспитанников.
Задачи:
- Создать тесное взаимодействие психолого-педагогической, логопедической и вспомогательных служб.
- Осуществить мониторинг эффективности воспитательно-образовательной системы.
- Реализовать вариативные формы работы с детьми с учетом миссии школы.
Версия:
Принцип коррекционно-развивающей направленности в воспитании и обучении обеспечивает осуществление лечебно-коррекционных, психолого-педагогических мероприятий, направленных на диагностику, преодоление отклонений в развитии, предупреждение возникновения личностных деструктивных наслоений, усложняющих социализацию ребенка. Для достижения воспитанниками оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности необходимо моделирование различных вариантов воспитательно-образовательной среды с учетом психофизических особенностей воспитанников. Другими словами, необходимо формирование конкретной среды, в которой ребенок формируется, и создание социально-педагогических условий как основного фактора развития.
Пути реализации:
- Проекты программ: здоровьесберегающего направления, духовно-нравственного развития, физического развития.
- Мониторинг уровня социализации детей по диагностике, разработанной непосредственно для воспитанников школы.
Условия реализации:
- Наличие психолого-педагогической, логопедической и вспомогательных служб.
- Наличие авторских программ для всех возрастных групп.
Прогнозируемые результаты:
- Положительная динамика личностного роста воспитанников.
- Овладение воспитанников навыками ненасильственного действия, демократичного и толерантного поведения, навыками самоорганизации партнерских отношений и групповой кооперации.
2-й год.
Парадигма: гуманистические технологии в воспитании и образовании для переориентирования взглядов и убеждений детей в заданном обществом направлении.
Цель: формирование личностных установок, поведения ребенка, осознание им изменений, происходящих в его поведении и сознании.
Задачи:
- Создать благоприятную среду для физического роста и психического развития с использованием резервов и ресурсов воспитанников.
- Подобрать диагностики и методики, ориентированные на конкретного ребенка для изучения его личности и причин неадекватного поведения.
- Осуществить переориентацию негативного поведения воспитанников, создав условия для исправления личностных качеств и приобретения собственного положительного опыта поведения и учебной деятельности.
Версия:
В коррекционно-развивающем воспитании очень важным является грамотное выстраивание его содержания, подбор адекватных технологий организации окружающего пространства, стимулирование познавательно-мотивационной основы личности, коммуникативно-рефлексивных процессов, создание условий для формирования у детей интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения.
Основу коррекционно-развивающего воспитания должны составлять гуманистические технологии и, прежде всего, регулятивно моделирующая, способствующая снятию напряжения, установлению гармонии общения с взрослыми и сверстниками, проявлению самостоятельности в принятии решений.
Для формирования среды, создающей «ситуацию успеха» и помогающей ребенку осознать достигнутые положительные результаты в движении к самому себе, своему «Я», большую роль играет наличие арттерапевтической технологии (освобождение от наслоившихся негативных состояний), регулятивно снимающей эмоциональное напряжение и направленной на развитие саморегуляции.
Пути реализации:
- Формирование у детей коммуникативной компетентности.
- Диагностирование и оказание помощи детям в умении осознавать свои психические процессы, анализировать свои поступки, ошибки, затруднения.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания.
Условия реализации:
- Наличие гуманистических технологий воспитания как основы авторских программ и проектов программ по различным направлениям воспитательной работы.
- Наличие индивидуальных диагностик.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение уровня произвольности психических процессов, развития мышления и сформированности учебных действий, а также уровня учебной мотивации.
- Повышение уровня взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Увеличение количества детей с содержательной и развивающейся содержательно рефлексией.
3-й год.
Парадигма: коррекционно-развивающее воздействие на все аспекты личности ребенка через учебную деятельность, личностные и коллективные формы воздействия.
Цель: формирование социальной позиции с учетом возможности интегрирования каждого ребенка в современный социум.
Задачи:
- Оказать педагогическую поддержку организации деятельности детей в выборе типа самоопределения.
- Систематизировать деятельность по предупреждению явлений дезадаптации воспитанников к условиям проживания в современном обществе.
- Осуществлять профилактику и предупреждение девиантного поведения учащихся.
Версия:
Коррекционно-развивающее воздействие на все аспекты личности ребенка предусматривает, прежде всего, функциональный аспект, обеспечивающий, с одной стороны, диагностику нарушений в развитии и преодолении трудностей развития личностной сферы, а с другой стороны - ее социальное становление.
Социальную позицию воспитанника можно рассматривать как аспект, выражающий взаимосвязь личности со средой, состояние психологического и эмоционального здоровья, самовыражение личности в своих эмоциональных, коммуникативных, рефлексивных проявлениях после реализации программ коррекционно-развивающего воспитания.
Задачей педагогического коллектива на данном этапе является развитие способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способности к саморегуляции, формированию познавательной и социальной активности.
Пути реализации:
- Воспитание свободы в выборе стиля своей жизни, системы ценностей и приоритетов.
- Подготовка детей к самостоятельной жизни.
- Ликвидация дефицита общения с дальним социумом.
Условия реализации:
- Наличие передового педагогического опыта работы по «Модели выпускника» и необходимого методического обеспечения.
- Систематическое повышение профессионального мастерства воспитателей.
Прогнозируемые результаты:
- Положительная динамика в формировании социальной позиции воспитанников.
- Предупреждение затруднений и преодоление дезадаптации в условиях проживания в современном обществе.
- Психологическое сопровождение трудоустройства выпускников.
|